ПРАТЬЯХАРА

image

Санскритское слово пратьяхара образовано из двух корневых слов: прати иахара. Эти корневые слова имеют следующие значения: прати означает «противоположный», «в противоположность», а ахара — «вызывать», «возвращать», а также «принимать пищу». Поэтому пратьяхарабуквально означает «противостоять возвращению» или «отказываться принимать пищу». В йоге это слово имеет специальный смысл, связанный с чувственным восприятием. Оно означает отказ от чувственного восприятия. Мы непрерывно получаем впечатления и данные из внешнего мира через посредство органов чувств — глаз, ушей и т.д. Эти стимулы держат ум в постоянном состоянии волнения и экстраверсии. Пратьяхара подразумевает отказ от этого получения чувственных данных. Чувственное восприятие лишается «пищи». Пратьяхара означает, что внутреннее восприятие отключается, отсоединяется от органов чувств. Это обычно называют «отключением чувств».В большей части нашей жизни в состоянии бодрствования восприятие направлено на внешний мир через посредство органов чувств. Когда достигается пратьяхара и предотвращается внешнее восприятие, наше восприятие остается внутри ума. Это позволяет воспринимать различные уровни ума. Это отключение внешнего восприятия является целью первой стадии антар мауны.Стоит заметить, что мы воспринимаем бессознательные пласты ума во время сновидений. Это похоже на состояние, которое достигается на второй стадии антар мауны. Однако между ними есть одно существенное различие: во сне и сновидении осознание незначительно или вообще отсутствует; в антар мауне и других медитативных практиках цель состоит в поддержании высокого уровня осознания. Это единственное различие, однако очень большое. В действительности, сами сновидения служат средством для снижения умственного напряжения. Они играют роль предохранительного клапана для ума. Без сновидения средний человек мог бы взорваться от давления умственного напряжения. Однако наличие осознания позволяет более эффективно иметь дело с психологическими конфликтами и другим подсознательным материалом. Сновидения, как правило, лишены осознания. Поэтому антар мауна, особенно стадия 2, по существу представляет собой процесс «сознательного сновидения». Это значительно ускоряет процесс устранения психологических конфликтов.Пратьяхара означает не только отключение внешнего чувственного восприятия. В полном смысле пратьяхара означает такое состояние, когда восприятие полностью отсоединено от процессов мышления. Совершенное состояние пратьяхары подразумевает превосхождение как чувственного восприятия, так и мысленных процессов. Когда достигается это состояние, возникает дхарана (сосредоточение) и, в конечном итоге, состояние дхьяны (медитации).Весь процесс антар мауны направлен на достижение состояния пратьяхары как средства, ведущего к медитации. Без пратьяхары медитация невозможна, и самого состояния пратьяхары достигнуть нелегко. Вот почему так мало людей действительно переживают высшее состояние медитации; однако при систематической работе с умом медитация возникает. Если использовать неверный подход, медитация вряд ли случится, даже если заниматься практикой круглые сутки в течение двадцати лет. Антар мауна как раз и представляет собой метод систематической работы с умом.Поэтому как следует запомните порядок: сначала пратьяхара, далее дхарана и затем дхьяна. Если вы практикуете стадии антар мауны в правильной последовательности и доводите каждую стадию до совершенства, то вы автоматически идете по верному пути.

Реклама

ПРАТЬЯХАРА: 5 комментариев

  1. АНТАР МАУНА
    Санскритское слово «мауна» означает «молчание», а слово «антар» — «внутри». Таким образом, антар мауна — это внутреннее молчание. Антар мауна — великая практика очищения, так как помогает ученику обнаружить сумятицу или тишину внутри себя и прочувствовать, как непросто отделить одно от другого и войти в царство подлинного внутреннего безмолвия.В повседневной жизни наши помыслы устремлены к внешнему миру. Обычно мы видим и слышим то, что происходит вне нас, и почти не обращаем внимания на то, что происходит внутри нас. Практика антар мауны предназначена для того, чтобы сориентировать наше внимание на сферу внутри нас и осознать, что же происходит там. По существу, антар мауна — одна из самых постоянных практик, которые можно культивировать 24 часа в сутки каждому, кто хочет постичь собственную природу. Регулярно осознавая внутренний мир, мысли, эмоциональные реакции и т.д., человек сможет значительно ускорить личную эволюцию и продвинуться к высшей цели. Это, в свою очередь, поможет ему понять, как функционирует его рациональный и иррациональный ум и каким образом люди становятся беспокойными.Техника медитативной практики антар мауны представляет первый шаг на пути к самоосознанию. Даже если культивировать эту практику хотя бы час в день, можно получить эффект, который позволит практикующему лучше распознать свои внутренние возможности, дотоле скрытые глубоко внутри, и убедиться, как он реагирует на жизненные ситуации по мере проникновения вглубь себя.Практика антар мауны делится на несколько стадий: первая стадия помогает вслушиваться внимательно в то, что происходит вокруг нас; вторая стадия отвлекает нас от внешних раздражителей и сосредотачивает внимание на работе собственного ума (наблюдение за мыслями, своими реакциями, образами и видениями, которые проявляются из подсознания); третья стадия — это спонтанное челночное перемещение от 1-й стадии ко 2-й и обратно (т.е. между внешним и внутренним осознанием) и постепенное приближение к четвертой стадии, которая произвольно продуцирует и растворяет мысли; пятая стадия является последней и полностью растворяет все мысли, пробуждая состояние шуньи, или пустотности ума, за которой следует шестая стадия спонтанной медитации.Антар мауна — совершенное средство осознания, помогающее понять механизм ума и взять его под контроль. Эту практику можно без проблем практиковать в любое время, пытаясь ответить на вопрос: «О чем я думаю? Что творится с моим умом сейчас?» Если антар мауна станет привычной для вас, вы сможете в любое время осознавать свои действия и мысли, а, следовательно, научитесь контролировать их. Благодаря антар мауне вы услышите сквозь внутреннюю сумятицу и разноголосицу золотой звук безмолвной вечности.Стенограмма полного курса антар мауныСтадия 1Начинаем практику антар мауна. Закройте глаза и не открывайте их в течение всего занятия. Асана устойчива, поза удобна, глаза закрыты, спина прямая. Мысленно скажите себе: «Я готов (готова) к занятию антар мауной. Поначалу нам необходимо обратить внимание не на то, что происходит внутри нас, а на то, что происходит снаружи и прочувствовать свои реакции: внешние звуки, различные ощущения и чувства, эмоциональные переживания. Сосредоточьтесь на внешних звуках и ощущениях, вовсе не обязательно, чтобы они непременно мешали процессу концентрации — их можно использовать как средства для концентрации. Погрузите все своё внимание в них, и вы обнаружите, что в вашем уме происходят конструктивные изменения. Не сражайтесь со своими чувствами, не подавляйте свои ощущения, просто наблюдайте их. Будьте безмолвным свидетелем. Вам следует осознавать всё. Мысленно говорите себе: «Я сознаю всё. Я всё слышу. И я слышу и сознаю слова наставника». Так ваши чувства и ум тренируются не беспокоиться внешними раздражителями. Вас не должны беспокоить ни звуки, ни запахи, ни прикосновения. Вопреки очевидному факту, что вы слышите внешние звуки и испытываете различные ощущения в физическом теле (например, лень, зуд и желание почесать), вы не должны реагировать на всё это.Так вы входите в особое состояние садханы, известное, как пятая ступень раджа йоги, или пратьяхара. Слово «пратьяхара» означает «отвлечение чувств», как об этом говорит Шри Кришна во второй главе Гиты: «Кто способен отвлечь все свои чувства от объектов чувств, как это делает черепаха, втягивая в себя свои конечности, тот обладает мудростью».Такой процесс совершается не при помощи насилия над чувствами, а благодаря особой технике, которая их умиротворяет, технике «драшта» или «сакши».Чувства следует успокаивать, говоря себе мысленно: «Слышу пение птиц я». В этом процессе «я» стоит на третьем месте. На первом месте слух, восприятие объекта — на втором, а субъект -на третьем. Вам следует осознать единство этих троих со всей ясностью и глубиной: объект восприятия, само восприятие и свидетель обоих явлений. Субъект и объект, уши и звук, глаза и форма, кожа и осязание, язык и вкус, нос и запах — подобные факторы следует наблюдать спокойно, без волнений.По существу, такие явления представляют интраверсию ощущений, и вам всегда следует спокойно к ним относиться, не волнуясь и не настраиваясь на то, что всё, идущее извне, ненавистно вам, но принимать эти внешние сигналы с позиции драшта бхава, т.е. с позиции наблюдающего свидетеля. И тогда вы сможете обнаружить в себе атмосферу спокойствия и мира и будете готовы к медитации. Таково ваше домашнее задание на сегодня.Пожалуйста, практикуйте его дома в любое время: ночью, вечером или днем; в машине или в другом транспорте; среди друзей или в одиночестве. Не ждите, пока спокойствие или молчание соизволят снизойти к вам. Вокруг вас может быть беспокойство или шум, вашему телу, возможно, будет дискомфортно, но вы должны развивать в себе дхарму спокойствия и молчаливого наблюдения.Стадия 2Вторая стадия начинается с осознания вашего мышления. Вы должны бдительно отслеживать свои мысли, спонтанный процесс мышления, идеи, которые приходят и уходят. Однако вам не следует активно вмешиваться в этот процесс. Пусть ваши мысли свободно приходят и свободно уходят. Вы должны оставаться посторонним наблюдателем всех непрошеных гостей-мыслей, которые продуцирует ваш ум. Всякий раз, когда вы обнаруживаете очередную мысль, просто говорите себе: «Да, я думаю об этом и о том».Точно так же вы должны осознавать и отсутствие мыслей. Подобное состояние может посетить даже начинающего ученика. Вы просто созерцаете калейдоскоп ваших мыслей, которые транзитом проходят мимо вас. Вы сохраняете постоянную бдительность и не пытаетесь классифицировать свои мысли или анализировать их. Вы просто знаете, что они были и прошли. Если иногда на какое-то время вы отвлеклись и как бы утратили сознание, скажите себе: «Да, я действительно отвлёкся на какое-то время, потому что задумался о том-то и о том-то».Самое главное, постарайтесь осознавать всё, что происходит с вашим ментальным планом, будьте свидетелями, как спонтанных мыслей, так и сознательных. Эти мысли могут быть хорошими или плохими, но они приходят изнутри, а не снаружи, они выражают вас и принадлежат вашей личности. На первой стадии сигналы приходили извне. Здесь же, на второй стадии, сигналы приходят изнутри, из вашего «я». Итак, знакомство с вашими мыслями знакомит вас с вашей личностью. Если плохие мысли не посещают вас, это означает, что вы обрели свободу мудреца или что плохие мысли подавлены в вашем подсознании и еще не могут высвободиться из-под его власти. Поэтому не забывайте, что вы — ученик. Помните, что вы практикуете дхарану. Помните, что вы практикуете пратьяхару. Плохие ли мысли или хорошие, но они уйдут. Когда они придут к вам, вы должны их встретить. Но встречайте их равнодушно, с абсолютной отстранённостью, как свидетель или как наблюдатель. Такова вторая стадия антар мауны. И такова практика пратьяхары раджа йоги. Первый шаг в раджайоге — яма, затем следуют: нияма, асана, пранаяма и, наконец, пратьяхара.Пратьяхара означает возвращение, пратьяхара означает отступление, пратьяхара означает отвлечение. Я обращаюсь к вам и призываю вас запомнить: когда плохие мысли приходят к вам, не отгоняйте их, но немедленно становитесь бдительны, и осознавайте, что вы думаете об убийстве, мести, грабеже и прочих плохих мыслях.Если же вы станете отгонять плохие мысли и даже не пожелаете рассмотреть их, вы подавите их, загоняя опять в подсознание, и тогда они вернутся к вам в другое время с удесятерённой силой.Стадия 3Привнесите в свой ум мысль, которую вы хотели бы обдумать. Пусть это будет не спонтанная мысль, но сознательно вызванная вами. Размышляйте над этой мыслью некоторое время и затем отстранитесь от неё. Спонтанным мыслям вообще не давайте ход, они не должны проявляться и что-либо выражать; вытесняйте их по своему волеизъявлению осознанной мыслью, поддерживайте эту мысль, размышляя над ней, и затем внезапно и стремительно отбросьте её.Если какая-то спонтанная мысль настойчиво стучится в ваш ум, чтобы вы поработали над ней, хорошей или плохой, интересной или не очень — не позволяйте ей входить, но скажите так: «Нет, сейчас я не хочу тебя». И опять пробуждайте сознательно в уме следующую мысль волевым усилием, лелейте её, размышляйте над ней и вновь внезапно отбросьте в сторону. Сделайте то же самое и в третий раз: сформируйте мысль, поддерживайте её некоторое время, размышляйте и ещё раз отбросьте, переходя к следующей сознательно вызываемой мысли (конечно, если вы хотите продолжать). Я лично убедился в том, что отбросить хорошие мысли нетрудно, но дурные мысли очень настырны: они приходят без приглашения в любое время и избавиться от этих непрошеных и назойливых гостей не так просто. Вот почему тренировка ума может помочь вам следующим образом: вы пробуждаете в уме какую-нибудь мысль, размышляете над ней и отбрасываете. Если подобную практику вы культивируете хотя бы месяц, ваш ум определенно достигнет положительных результатов.Стадия 4На этой стадии внутреннего молчания пробуждаются спонтанные мысли; вы разрешаете своим мыслям спонтанно возникать. Идет процесс пробуждения спонтанных мыслей. В 4-й стадии вы не пробуждаете мысли волевым усилием, как в 3-й стадии, но просто разрешаете мыслям свободно приходить и затем некоторое время размышляете над ними. Когда поток спонтанных мыслей начался, расположите их по желанию, но при этом они не уйдут спонтанно, подобно тому, как пришли. Уход спонтанной мысли, однако, зависит все-таки от вашей воли.Разрешите спонтанно приходить как хорошим, так и плохим мыслям. Внутреннее безмолвие наступает на 5-й стадии. В раджа йоге эта стадия называется пратьяхарой. Когда вы овладели внутренним безмолвием, начинается дхарана. Пока вы не отвлекли свои чувства от объектов чувств, медитация невозможна. Без пратьяхары никто не может медитировать. Когда пратьяхара стала совершенной — начинается дхарана. Когда дхарана стала совершенной — начинается медитация. Когда начинается медитация — самадхи открывают врата в новую жизнь.Стадия 5Мы готовы совершить пятый шаг в антар мауне. Мы всматриваемся в себя, пробуждаем внутреннее пространство, пробуждаем внутреннее пространство, пробуждаем внутреннее пространство.Пробуждайте свою чидакашу, пробуждайте внутреннее пространство, пробуждайте бесцветность и бесформенность внутреннего пространства своей психики и своих мыслей. Если вдруг к вам пришла какая-либо мысль, устраните её немедленно, не размышляя над ней. Будьте на страже бдительности и решительно избавляйтесь от любой мысли. Вы не должны удерживать мысль, чтобы распознать её — вам не следует этого делать! Вы должны просто отбросить любую мысль, т.к. на этой стадии практикуется безмыслие.Любая мысль, которая приходит в чидакашу, (а она будет приходить) должна быть отброшена. И если всё-таки ваше сознание улавливает форму той или иной мысли или форму того или иного образа, вам необходимо растворить форму в бесформенности. Иногда вы созерцаете своё внутреннее пространство, которое лишено цвета и формы. Но иногда вы отчётливо воспринимаете форму определённой мысли или представления, и тогда вам необходимо размыть этот образ женщины, дерева или ландшафт так, как это происходит, когда на картину, рисуемую художником вдруг упала капля воды, которая размывает образы картины. В этот момент вы вдруг обнаруживаете, что вся картина словно растворилась. Пытайтесь сохранить это состояние безмыслия. Лишь одна мысль должна господствовать: «У меня нет никаких мыслей». При таком настрое любая мысль или образ, всплывающие на поверхности вашего сознания, немедленно устраняются в пучине бесформенности вашей чидакашей, вашей психической пер-сональностью. «Я не хочу никаких мыслей. Я не хочу никаких мыслей. Я не хочу думать ни о чём». Лишь одна мысль имеет право на существование в этой стадии: «У меня нет никаких мыслей». Итак -1-я стадия — это отстранённое наблюдение за своими мыслями, чувствами и переживаниями, т.е. позиция свидетеля, равнодушно наблюдающего за калейдоскопом мыслей, образов и т.д.2-я стадия — спонтанное протекание мыслительного процесса: приход и уход мыслей.3-я стадия — свободное размышление и свободное устранение мыслей.4-я стадия — свободный приход спонтанных мыслей и устранение их по собственной воле.5-я стадия — процесс безмыслия: любая приходящая мысль должна быть немедленно устранена.Вам не следует разрешать уму активизироваться, и если ум всё же пытается размышлять, вы должны указать ему его место. Это и есть подлинное внутреннее безмолвие. А теперь откройте ваши глаза и расслабьте тело.Стенограмма краткого курса антар мауныСадитесь или ложитесь удобнее.Отбросьте проблемы ума, не подавляйте и не подталкивайте свой ум. Хотя бы на время расстаньтесь со своими вожделениями и неприязнью, не реагируйте ни на что, отпустите вожжи ума, пристегнутого к чувствам. Пусть ваши мысли и чувства текут свободно. Если вас беспокоит какая-либо мысль или звук, не отстраняйтесь от них, а просто наблюдайте и следуйте за ними. Мысли стимулируются из глубин вашего подсознания. Мысли могут стимулироваться или нет внешними раздражителями. В любом случае следуйте за ними сознательно и со вниманием.Следуйте за всеми мыслями так, словно вы наблюдаете за ними, как свидетель, который затаился в глубине вашего мозга: «Я думаю… Я слушаю… Я ощущаю». Поддерживайте слушание, видение и наблюдение процесса вашей концентрации. Вы можете обнаружить, что мысли приходят спонтанно из недр вашего подсознания и архива памяти. Не осмысливайте свои мысли, не определяйте их, они всего лишь мгновения, подобные миганию глаз. Пока вы не станете наблюдателем со стороны, вы не сможете отслеживать быстро сменяющийся калейдоскоп узоров вашего сознания. Просто следите за свободным потоком сознания, потоком, в котором есть всё — спонтанное, желаемое и нежелаемое. Порой мысли блокируются и их словно нет. Это означает, что сознание пока не проявляет себя. Однако ум продолжает размышлять. Даже теперь, когда мыслей нет, вы продолжаете думать. Процесс мышления завуалирован, но если отдернуть вуаль — мысли тотчас будут обнаружены. Они могут проявиться из прошлого, настоящего или возникнуть вследствие различных ассоциаций (например, под воздействием света или звука). Когда вы обнаруживаете мысль, просто зафиксируйте ее умом. От многих мыслей мы бы хотели избавиться и это естественно, потому что подобное желание обнажает нашу подлинную психическую природу. Наше прошлое и память о нем подавлены, но просматриваются сквозь вуаль. Если эту вуаль устранить, подавленное выйдет на поверхность сознания и покинет его, после чего мы испытаем подлинную радость и счастье. Если прошлое и подавленное обнажает себя в то время, когда вы безучастно наблюдаете за ними, вы сбрасываете с себя тяжелую ношу зависимости от него и прочие реакции. Самое важное — это увидеть самого себя свободным.Итак, во-первых, разрешите свободе быть свободной. Во-вторых, позвольте себе увидеть себя и, конечно же, наблюдать за всем процессом проявлений. Не отстраняйте никакую мысль, отбросьте нерешительность, не осуждайте себя за т.н. греховные мысли. Размышляйте свободно, но будьте бдительны. Вы — не объект и не мысль, а субъект и свидетель мысли. Абсолютная отстраненность. Попытайтесь. Не связывайте себя своими мыслями, сохраняйте дистанцию между вами и вашими мыслями, наблюдайте за ними и созерцайте свои переживания. Помните: вы не мысль и не энергия вашего сознания. Следовательно, вы не можете ненавидеть или вожделеть, ибо всё это — энергии, которым вы просто разрешаете проявиться. Вы видите не думающего. Трудно увидеть себя думающим. Бессознательно думать легко. Думать сознательно трудно. Мыслительный процесс — это спонтанный процесс. Иногда этот процесс стимулируется внешними влияниями, но спонтанные мысли исходят из сокровенных глубин вашей личности. Отстраните завесу запрещения и мысли потекут спонтанно. Но если спонтанности нет, вам следует стимулировать мыслительный процесс. Если сознанию дают возможность проявлять себя свободно, если завесы запретов устранены полностью или хотя бы частично, начинают проявляться самые ужасающие и самые отвратительные мысли… Хорошие мысли придут позже. Если же хорошие мысли проявляются раньше плохих, это объясняется тем, что вы их укоренили вследствие социальной обусловленности, так как вас обучали быть всегда примерным, добрым и милостивым. Но подобное проявление добрых мыслей с самого начала не свидетельствует о том, что сейчас проявляется ваше подлинное сознание. Это негативная сторона вашего сознания и вашей личности в прошлом. И она ищет выхода наружу в форме мыслей или в форме поступков. Не робейте и не напрягайтесь, просто наблюдайте. Не отождествляйтесь ни с какой мыслью, оставайтесь свидетелем. Все, что бы ни было — мысль, дрёма или восприятие — наблюдайте. Всегда говорите себе мысленно: «Я наблюдаю, слушаю, ощущаю то-то и то-то». Не шарахайтесь от глупой или кощунственной мысли, просто говорите себе: «Я распознал тебя, мысль, вижу тебя и провожаю тебя своим взглядом, встречаю другую» и т.д. Постоянно фиксируйте в своем уме всё, что происходит в вашем сознании или вне него. Внутри вас работает лишь сознание-свидетель, созерцающий мысли. Чем больше вы приближаетесь к внутреннему сознанию, тем больше вы становитесь созерцателем. Если вы пробудили в себе сознание свидетеля, ничто в вашем уме не останется незамеченным. Если вы бдительны, от вас ничто не ускользнёт — ни мигание ваших глаз, ни потягивание вашего тела, ни тень мысли. Если ваше внутреннее сознание остаётся бдительным, всякое проявление будет замечено. Любая мысль, любое ощущение, подсознание, область бессознательного, все планы сознания будут развёрнуты пред вами. Итак, подведем итоги:Постоянно поддерживайте внутренне сознание.Проявите себя мыслями и ощущениями.Внутреннее сознание должно быть постоянно бдительным и просматривать все мысли, как желательные, так и нежелательные.Созерцайте и наблюдайте за всеми ощущениями и мыслями без исключения.Если поток мыслей вдруг застопорился, вы просто фиксируете, что он застопорился. Если нечего наблюдать, вы так и отмечаете, что нечего наблюдать. Отслеживайте всё.Это и будет настоящим опытом самоочищения, самонаблюдения и самоанализа. Свободный поток мыслей и бдительное сознание. Следите за мыслями и наблюдайте за ними. Откройте врата своим ощущениям, чувствам и мыслям и просматривайте феномены своего подсознания. Теперь отвлекитесь от процесса наблюдения за мыслями, потому что практика антар мауны закончена.

  2. КАК НАУЧИТЬСЯ МЕДИТИРОВАТЬ
    Медитация помогает прийти к полному умиротворению и расслабиться по-настоящему. Она восстанавливает силы и энергетическое равновесие, дает ответы на вопросы, которые мучают и не дают покоя. Но все это приходит только тогда, когда вы знаете, как правильно заниматься медитацией.Имейте в виду, что медитативные техники отличаются друг от друга своей направленностью, уровнем сложности и особенностями выполнения. Есть медитации активные и пассивные; рассчитанные на продвинутых или на новичков; требующие особого образа жизни и знания принципов восточной философии или не предполагающие такой подготовки. Но что бы вы для себя ни выбрали, сеанс правильной медитации должен отвечать общим условиям, которые надо знать и выполнять.

    Как правильно делать медитацию?

    1. Подготовьтесь — проведите очищение организма и настройтесь на занятиеВозможно, вам придется изменить какие-то привычки, чтобы научиться правильно медитировать, так как духовные практики категорически исключают все, что вредит здоровью. Вы, конечно, можете курить, пить вино, есть острую и соленую пищу. Но за 4-5 часов до медитации вам придется воздержаться от всего этого и вообще от обильной еды.Перед началом каждого сеанса рекомендуется принять душ и почистить зубы. А также поставить перед собой цель: «Я начинаю медитацию, чтобы: обновить свою энергетику, прийти к гармонии, освободиться от напряжения, найти ответ…»2. Выберите оптимальное время и продолжительность занятийОриентируйтесь на свои ощущения. Входить в состояние полного покоя, отрешенности и сосредоточенности надо еще научиться, поэтому медитировать можно как 20 минут, так и целый час. А может вам достаточно и 10 минут на первых порах. Нет «правильной» продолжительности медитации, есть только ваше интуитивное чутье.Время сеанса должно быть всегда одно и то же. Раннее утро, вечер, или послеобеденный период — не так важно, главное — не пропускать ни один день.3. Создайте себе комфортные условияЕсли вы занимаетесь активной медитацией и повторяете определенные физические упражнения, одежда не должна вас стеснять и вокруг должно быть достаточно места. Постелите коврик, чтобы на полу не было слишком жестко, уберите все, что мешает и отнимает у вас пространство.Пассивная медитация — это долгое поддержание статичного положения тела, поэтому — просто сядьте удобно. Не стремитесь в точности имитировать сложные позы из учебных пособий, особенно если они причиняют боль. Вы прикасаетесь к незнакомой для вас культуре, чтобы научиться медитации, а не для того чтобы мучить себя.Можно использовать музыку, благовония, свечи — если вам хочется и это помогает. А можно обойтись и без них: правильная медитация — это обращение внутрь себя, а не создание какого-то внешнего антуража.Расслабляясь, человек замерзает, учтите это и приготовьте теплый плед или покрывало. Комната должна быть проветрена, но перед началом медитации окно лучше закрыть. И, конечно, вас не должны отвлекать разговоры или шум за стеной, присутствие людей.4. Расслабьтесь и сконцентрируйте внимание на дыхании и действии или звукеДышите ровно, плавно, округляя живот на вдохе и чуть втягивая на выдохе. Поначалу вы можете терять нить внимания и думать о каких-то посторонних вещах. Мягко освободитесь от этих мыслей. Не ругайте себя, просто наблюдайте. Пришла мысль — отпустите ее, верните концентрацию. Опять отвлеклись — снова спокойно обратите свой внутренний взор на медитацию.5. Закончив медитировать, не вставайте сразуВозвращайтесь в реальность медленно, постепенно. Побудьте в одиночестве еще 5-15 минут. Чем дольше вы медитировали, тем больше времени вам потребуется. Не надо сразу же заниматься делами, есть или смотреть телевизор. Сохраните влияние тонких энергий и изменения, которые произошли в вас.Вам удалось научиться медитировать, если вы чувствуете, как улучшилась концентрация, укрепились иммунная и нервная система, снизился уровень беспокойства и напряжения, а энергичность возросла.

  3. МЕДИТАЦИЯ ПО ВЫСТУКИВАНИЮ СТРЕССА
    image
    На сегодня разработано множество новых терапевтических методов на основе выстукивания частей тела. Мы предлагаем самую простейшую форму выстукивания в сопровождении мощной медитации.Описание:Эта медитация основана на терапевтической технике, названной терапия движением глаз (ТДГ). Ученые открыли, что движения глаз из стороны в сторону во время обдумывания травмирующего события значительно снижают уровень беспокойства и стресса. В то же время поочередное выстукивание частей тела в течение примерно трех минут дает практически тот же эффект.МедитацияВремяПрактикуйте эти методы во время сильного волнения и беспокойства, вызванных прошедшими событиями или тем, что вы переживаете сейчас.ПодготовкаДержите в уме то событие, человека или ситуацию, которые вызывают в вас чувство тревоги и беспокойства.Практика1. Сядьте на стул с прямой спинкой, руки расслабленно сложите на бедрах.2. Подумайте о причине вашего беспокойства. Как можно четче визуализируйте событие, человека или ситуацию, которые заставляют вас страдать.3. Теперь указательными пальцами обеих рук поочередно начните постукивать по бедрам, перемещая пальцы по всей доступной поверхности бедер. Делайте это в свободном и удобном ритме, чтобы поддерживать его в течение трех минут. Во время выстукивания визуализируйте причину вашего стресса.4. Примерно через три минуты вы почувствуете ослабление внутреннего напряжения. Если напряжение не проходит, повторите упражнение еще раз. Если и это не помогло, тогда попробуйте двигать глазами из стороны в сторону.Польза:Позволяет быстро и просто снимать стресс. Быстрое успокоение позволяет лучше справляться с проблемами. Учит самолечению.

  4. ПРОГУЛКА С ДРАКОНОМ. УТРЕННЯЯ МЕДИТАЦИЯ
    image

    Воспользуйтесь утренним ритуалом, к которому прибегали древние даосские мудрецы, чтобы вернуть себе удачу.Этот метод называется «Прогулка с драконом» (по Лиллиан Ту).Встаньте пораньше и выйдите из дома в 7 утра.Время с 7 до 9 утра считается часом Дракона, и если вы вышли гулять в это время, значит, вы совершаете «прогулку с Драконом». Гулять нужно не менее двух часов и идти не по прямой, а постоянно поворачивать.При каждом повороте думайте о том, что вы уходите от своих неудач и проблем, оставляя их за поворотом.Всего должно быть не менее трех поворотов. Если у Вас есть возможность подняться на горку или холм, сделайте это, а затем спуститесь вниз. Это будет символизировать победу над всеми сложностями.Пройдите через арку или ворота, мысленно проговаривая про себя, что вы выходите в новую, удачную и благополучную жизнь, а все неприятности и трудности оставляете позади.Сворачивая за угол, говорите, что там вас ждет удача. И, вообще, теперь впереди у вас все только самое хорошее.Такие прогулки приносят ощутимую пользу организму, хотя бы потому, выравнивают энергетику и повышают настроение, это уже хорошее начало дня.А вообще, удача любит позитивных людей, избегая хмурых и недовольных (а кто с такими любит общаться?).Поэтому чаще улыбайтесь и учитесь радоваться жизни уже сейчас.

  5. КОНЦЕНТРАЦИЯ И СОЗЕРЦАНИЕimage

    Первые занятия научили вас расслабляться, концентрировать внимание на определённой группе мышц и воссоздать определенный образ. Для этого вам пришлось научиться отсекать ненужные в данный конкретный момент мысли, управлять процессом управлять процессом мышления или, иначе говоря, стать хозяином своего мыслительного инструмента. Эти упражнения в йоге называются ПРАТЬЯХАРА. В ХАТХА-йоге так говорится об этом: «Пратьяхара — не что иное, как отвлечение ума от чувства и чувственных объектов и устремление его на высшую сущность. Ум, рассеянный и разбросанный на плоскости чувств, должен быть постепенно отучен от неё… Первое, что окружает нас — это материальный мир форм, звуков, прикосновений и вкусов, — видимая и осязаемая вселенная, которую мы воспринимаем, как только открываем глаза. Это видение мира скрывает от нас реальность, находящуюся в сути всего. Оторвать ум от постоянных призывов мира, передаваемых чувствами — в этом заключается задача».Основой для этого упражнения служит также шавасана. Вот оно: Примите удобное положение, как можно больше освободите тело от внешних воздействий. Поначалу позвольте мыслям блуждать совершенно произвольно, только следите за этим как бы со стороны, отсекайте постепенно одну мысль от другой, сосредоточьте его на одной мысли «Я». Не создавайте никакого образа этого «Я». Думайте о нём как о части Вселенной, как о её сгустке. Со всех сторон вас окружает бесконечность мироздания: спереди, сзади, сверху и снизу. В этой бесконечности растворяется наше физическое «Я». Вы — неразрывное целое с бесконечностью, ее неразделенная часть. Тела нет. Ощущений нет. Мыслей нет. Есть знание о том, что в самом центре бытия, как в фокусе, сосредоточено ваше Я — часть Вселенной. Оно не даст вам растворится в ней окончательно. Наступает ментальное спокойствие. Бесконечность, и в ней сверкающая точка, пункт, вокруг которого начинает собираться ваше тело. Сначала появляется из бесконечности руки, потом ноги, потом все остальное. Вы снова начинаете осязать, обонять, слышать, видеть, начинаете снова жить в мире чувств. Упражнение окончено. Попробуйте его выполнить с той глубиной растворения своего тела, как описано здесь. С каждым днем растворение будет все полнее, и, наконец, наступит такой день, когда ваше физическое Я перестанет ощущаться. Ум подчинен вашей воле, вы — хозяин своего мыслительного инструмента. Но не торопитесь радоваться, это еще далеко не так. В главе «Визуализация чакр» мы еще остановимся на этом упражнении подробнее. Замечу только, что данное упражнение является обязательным для овладения своим умом, и как только вы научитесь не ощущать своё физическое тело, как у вас начнутся галлюцинации. Не пугайтесь. Это временное явление. Галлюцинациями сопровождаются только переходные моменты: от потери ощущения своего тела до прекращения поступления информации о нем, и во время засыпания (между сном и бодрствованием).Следующий шаг — концентрация или сосредоточение. Надо сконцентрироваться на каком-нибудь предмете (его общем виде, образе, т. е. без подробностей). В Йоге это упражнение и состояние называется Дхарана.Первый этап упражнения — созерцание. Упражнение ставит целью научить начинающего смотреть и видеть. Смотреть — это всецело уйти в предмет, погрузиться в него целиком, получить от него всю возможную информацию, как зрительную, так и полевую, на всех уровнях энергетики. Дается это не сразу. Научитесь видеть. Сядьте удобно. Поставьте предмет, предназначенный для созерцания, на уровне глаз. Тело расслабьте. Смотреть на предмет минуты две, не стараясь анализировать его строение, просто смотрите. Медленно закройте глаза. Постарайтесь воссоздать образ предмета перед мысленным взором и удерживать его некоторое время. Если предмет исчезнет хоть на миг, открыть глаза. Если есть секундомер, засеките время удержания предмета перед мысленным взором. 15 секунд — неплохой результат для начинающего. Тренированный человек может удерживать предмет перед мысленным взором любое нужное ему время. Упражнение выполняется в дневное время. Продолжительность — два цикла по пять минут. Часа через два сядьте удобно в кресло, закройте глаза и воссоздайте перед мысленным взором этот предмет со всей возможной полнотой. Рассмотрите его внимательно и откройте глаза. На листе бумаги подробно опишите увиденное: форму, ощущение материала, внешность и судьбу человека, изготовленную вещь, хозяев вещи. И так ежедневно, пока суть данной вещи себя не исчерпает. Вы заметите, что каждый день будет добавлять, к казалось бы полностью описанной вещи, новую деталь. Выполняя данное упражнение, нужно помнить следующее: вначале надо получить зрительный образ вещи, ее мыслеформу и только. Все подробности для описания получать только с неё. Если вы возьмете слишком сложный предмет, то мыслеформа с него будет поначалу туманной поначалу туманной, неясной, и тогда все равно предмет придется заменить менее сложным (вазочка, кулон, медаль…).После овладения данным упражнением усложните его. Воссоздайте образ предмета, начните медленно опускать его в плотную жидкость (мысленно!). Следите за тем, как частицы этой жидкости, со всех сторон вытесняемые предметом, смыкаются над ним. Начинайте вынимать предмет из жидкости. Наблюдайте, как постепенно он выходит из неё, как появляется на поверхности и постепенно обсыхает. Делайте это упражнение до стабильности результата. Опять усложните упражнение. Вынимая предмет из жидкости, представьте, что жидкость не смыкается за предметом, а сохраняет его полую форму. Попытайтесь её увидеть со всеми отпечатавшимися подробностями, в том числе и на противоположной стенке формы. Впоследствии, при определенных способностях и настойчивости, можно научиться рассматривать противоположную сторону любого предмета, не поворачивая его.Первое время вы не получите четкого представления о предмете, так же как и при ощупывании его руками при закрытых глазах. Мелкие подробности могут быть восприняты большими, чем на самом деле, или наоборот, меньшими. Можно спутать место их нахождения, но со временем точность воспроизведения обратной стороны предмета возрастает до такой степени, что будет вызывать удивление.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s