На первом месте…

image

«На первом месте в йоге находятся асаны». Так утверждает Сватмарама. Спрашивается — почему? Ведь при перечислении составляющих праведного йогства по порядку он же первыми, как водится, называет яму (ограничения) и нияму (правила). И это правильно — все авторитетные источники поступают так же. А если верить Патанджали, то все составляющие процесса должны бы по-хорошему присутствовать в оном процессе всегда.Постоянно по жизни практикующий праведное йогство, по идее, должен бы быть в курсе того, чего ему/ей не следует делать, и того, как имеет смысл себя вести, и, конечно же, его/ее повседневная практическая обязанность — обращаться со своей повседневной реальностью надлежащим образом. Положение тела при практике созерцания должно быть «стхирам-сукхам» — устойчивым и удобным, ум не должен блуждать вовне (пратьяхара), внимание должно быть собрано (дхарана) и устойчиво обращено на объект постижения (дхьяна), до того устойчиво, чтобы восприятие погружалось в глубину сущностных смыслов исследуемых явлений (самадхи), приводя к тотальности их осознавания (самьяма). Все это — одновременно всегда вообще.

Возникает ряд вопросов:

Где тут физкультурный аспект и асаны как гимнастические формы? Почему Сватмарама ставит асаны как вид практики на первое место, причем явно не по порядку, а по степени важности? Почему Патанджали упоминает само слово «асана» (сидение, поза, положение тела) только во второй главе, там, где описывает положение тела, подходящее для длительного неподвижного сидения в созерцательной практике? Где тогда Патанджали раскрывает механизм «физкультурного» воздействия на сознание, и раскрывает ли где-то вообще? То есть — что такое хатха-йога и как она работает? Какое отношение йогская гимнастика имеет к управлению вниманием по Патанджали, из коего управления проистекает осознание и следующий за ним эволюционный процесс развития сознания? Со всеми подробно описанными в сутрах проистекающими последствиями… Каким образом физкультура является инструментом развития способности контролировать деятельность ума? А? «Йогах-читта-вритти-ниродхах» — буквально «деятельность ума сдерживаема уздой»… Подсказка: если, вместо того, чтобы интерпретировать и комментировать, перевести текст Патанджали «прямо и просто», но ПОЛНОСТЬЮ, включая термины, то окажется, что там нет определения йоги как такового, там есть описание процесса и краткое изложение метода…

И еще… Если «хатха» — это, согласно академическому словарному переводу слова, «сила, усилие», то откуда взялась растяжка и почему асаны упорно идентифицируют с упражнениями на гибкость и растяжку? Откуда столь изощренные способы изображения телесами разнообразных кукишей, и нужны ли они вообще? А если нужны, то кому и на каких этапах практики? При чем здесь «хатха»? Подсказка: ищем очевидный механизм трансформации растягивания тканей в нейросигналы, аналогичные таковым, возникающим при напряжении, когда мышцы развивают «хатху» — «усилие». И пытаемся сообразить, какое эти сигналы могут иметь отношение к психоэмоциональному контролю, остановке внутреннего диалога и прочим маленьким, но полезным, радостям, которые Патанджали обозвал общим термином «вайрагьям»…

Реклама

На первом месте…: 7 комментариев

  1. Как нейросигналы возникающие во время занятий йогой влияют на психоэмоциональный контроль, остановку внутреннего диалога? Какой механизм этого влияния?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s